На прошлой неделе наш воспитатель задал на выходные домашнее задание: написать рассказ о зиме. Ясно-понятно, что сами дети не могут написать, пишем мы, родители, а рассказывают они. Сам процесс сочинения ребёнком рассказа у меня вызвап кучу положительных эмоций (просто наблюдая за ней, как она движется, думает, как спохватывается, когда что-то вспомнила, как требует стереть то, что считает лишним, как быстро бежит за новым листком, когда закончился предыдущий). Только вопрос: должны ли ли родители в процессе составления рассказа ребёнком задавать (хотя бы иногда) наводящие вопросы, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться именно на заданной теме, да и просто вспомнить то, что может забыть в настоящее время. И, если можно, то как часто? Ведь любой человек в один миг не может вспомнить всё (невозможно), хоть что-то да упустит! Я сначала рассказала свой рассказ, но у неё вышел совсем другой, отличный от моего. Она добавила какие-то моменты из жизни, которые в той или иной степени связаны с понятием зима. Мой же рассказ о зиме, в отличии от её, вышел совсем "сухой", в основном перечисление признаков зимы. И второй вопрос: Какие конкретные темы можно таким образом дома сочинить? (в личных целях или для развития воображения, речи и т.д. и т.п.)
Случай с домашним заданием, который был год назад, способствовал тому, что теперь дочь периодически сама просит с ней посидеть и по сочинять сказки. Мне даже самой понравилось. Правда, темы у нас не о природе, не о животных. Она обожает сочинять о феях, их волшебных приключениях. Сочинив немного волшебной сказки, я, поначалу, ей предлагала нарисовать либо саму фею, либо сюжет о котором написали. Теперь она сама берёт и рисует. Бывает даже так, что одновременно пишем-сочиняем, а она в это время рисует. Потом эти рисунки вставляем в рассказ (сканируем в комп). Опять же, в самые первые разы, вместо рисунков вставляли в рассказы свои фото, имеющие отношение к теме сказки. Выискивали из кипы фоток ту, которая требуется (современные технологии, в отличие от времён 10-20летней давности, позволяют иметь всё в электронном виде - в компе). Сам процесс может сопровождаться и восторгами, и спорами (что не эту выбрали), и возмущением, и смехом. А за одним, смотря их все за разные промежутки времени, вспоминаем какие-то интересные случае из прошлого. В общем, процесс, есть процесс.
Я полностью согласна с Татьяной Германовной с детьми нужно всегда много разговаривать даже тогда, когда вы идёте в магазин , из садика или ещё откуда - нибудь. Родители обязательно должны участвовать в этом процессе. Потому что у ребёнка не такой глубокий опыт в жизни, а взрослый всегда сможет помочь хотя бы наводящими вопросами справиться со сложной задачей. А то что подсказывать или нет , то я считаю обязательно нужно. Сказка мне очень понравилась про Деда Мороза и Снегурочку.
В этом году я работаю с 4-летними детьми. В средней группе предусмотрена интенсивная работа по углублению знаний ребёнка о предметах. Его активный и пассивный словарь обогащается за счёт слов-названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, особенностей поверхности и т.д.), а также слов, характеризующих пространственные и временные отношения. Мы должны формировать у ребёнка умение слушать и понимать обращённую к нему речь, учить участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. В средней группе выступает новая задача развития связной речи – обучение рассказыванию. Программой предусмотрено учить детей описывать предмет (игрушку, растение, одежду и т.д.), называя характерные признаки, а также пересказывать короткие хорошо известные им сказки и небольшие рассказы.
Я считаю, что родители должны помогать ребёнку в составлении рассказа, способствовать в дальнейшем развитию ребёнка достигать желаемого результата. Таким образом дома можно сочинять рассказы «Поход в гости», «Поездка на природу» и т.д.
Я думаю, что родители должны помогать ребёнку в составлении рассказа, задавать наводящие вопросы, настраивать, подводить к желаемому результату. В домашних условиях можно составлять разные рассказы, например: «Как мы провели отпуск», «Поездка в цирк, театр, КБ», «В гостях у бабушки и дедушки в деревне» и многие другие.
Я работаю в средней группе (4-5 лет). В этом возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметам и сюжетным картинкам. Сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Толчком к составлению сюжетного рассказа о природе служат обычно разнообразные впечатления детей, полученные в ходе прогулок, экскурсий, труда. Подготовка к составлению рассказа начинается в процессе наблюдений. Вопросы, которые задаёт взрослый во время экскурсии, труда, являются и планом для будущего рассказа. Темы для составления рассказа могут быть самые разные, про обычные вещи, которые вас окружают.
Родители обязательно должны участвовать в этом процессе. Потому что у ребёнка не такой глубокий опыт в жизни, а взрослый всегда сможет помочь хотя бы наводящими вопросами справиться со сложной задачей. Недавно сидели и составляли рассказ с Ладой. Начало рассказа не вызвало затруднений, в середине села и сидит, думает… Я ей решила помочь наводящими вопросами, так сказать подтолкнула её к мысли. Но рассказ продолжила на свой жанр. Я ещё подумала, вот какая молодец, воспользовалась моими мыслями, а придумала всё по-своему. Темы можно придумывать самые разные: «Мы с мамой варили борщ», «Как мы собирались на каток», «Субботник дома»…