В "Полезных ссылках" есть "полезная" ссылка - Детский образовательный портал. В нём есть тема "Сказкотерапия" Всё замечательно сказано про то, что в сказках столетиями "копился" материал по воспитанию, развитию внутреннего мира и т.д. и т.п. Но я всё-таки соглашусь с Дмитрием Соколовым "Сказки и сказкотерапия", который напоминает нам о том, что всё-таки, в большинстве своём сказки начинаются с печальных событий (кто-то кого-то украл, кто-то умер и т.д. и т.п.), а в итоге "побеждает" Иван дурак. Так и в жизни у наших детей происходит: двоечники, бездельники в последствии становятся директорами, а умницы и отличники простыми служащими. Я утрирую, конечно, но в большинстве своём это так и есть. Всё это к тому, что сказки нужно отбирать, а не выбирать. Я до сих пор не читаю своему ребёнку страшные сказки - самой жутко становится, когда пальцы отрубают (не помню даже название сказки), черти всякие вылазят из болота и т.д. У меня, видимо, воображение не даёт мне отдыхать. Та же "Белые пальчики" (шведская сказка), которую просит прочитать мой ребёнок - жуть или "Книжка счастья" Н.Г. Гарин-Михайловский, которую уж точно не назовёшь миленькой рождественской сказкой. Я после прочтения "Книжки счастья" не могла найти объяснений своему ребёнку и уж второй раз её читать не собираюсь. Для кого они писались и издавались?! Наверняка, чтобы нервы "пощекотать". В частности, эти две сказки были из сборника "Рождественских сказок". Я даже убрала подальше эту книгу. Вот тебе и рождество! После таких "радостных" и "дружелюбных" сказок приходиться сначала самой прочитать, а потом уж потом вслух ребёнку. А потом жалуемся на наличие страха у своих детей или нервных тиков. Даже смешно читать! (сарказм). Простые сказки у Д.Соколова мне понравились: "Лень-река", "Фиолетовый котёнок", "История голубого города" и т.д. Просто "разгрузка/перезагрузка" для воображения. И ещё в сказках вечная халява: то щука-волшебница, то волшебная палочка, то скатерть самобранка и т.д. и т.п. А кто же интересно подарит волшебную палочку в жизни? Приучаем с детства, что кто-то когда-то нам поможет. А самим-то не надо работать?! Так и сидим всю жизнь и ждём манны небесной. Утрирую, конечно, как всегда. Но Россия - она такая, взять те же русские дороги. Впрочем, и восточные сказки не далеко ушли (например, 1001 ночь). А ведь сказки в первую очередь предназначены для маленьких детей, для средних и старших школьников "идут" уже чуть ли не романы. Так кому предназначены эти "чудовищные" сказки? Или раньше не было "проблем" и таким образом "щекотали" себе нервишки?! (сарказм). Или работать не хотим? Вы перечитываете сказки прежде, чем читать своим чадам? Или всё-таки для "профилактики" необходимо чтение изредка таких сказок? Или всё-таки разумнее читать рассказы типа "Лень-река"?
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) И только змея нацелилась укусить солдата, как он называет ее своим именем: змея! Она и падает без сил на пол. А солдат, долго не размышляя, берет змею да в печь ее кидает, да в самое жаркое место. Змея горит, шипит, о милости солдата умоляет, обещает больше не заходить, внучку и стариков стороной обходить. Но солдат тверд – без жалости: дожидается, когда змея до конца сгорит. Заслонку открывает, а из печи – внучка выбегает! Она на пол ступает – в собачку оборачивается. Готовится щенят принести. Солдат к ней, а она на него лает, его к себе не подпускает, прыгает, солдата укусить норовит. Злится, зубы скалит да огрызается. Солдат своим именем ее назвал: собака! Она свою силу теряет, на пол падает да солдата умоляет: «Кусать больше не стану! Дом оберегать стану! Людей беречь да лелеять стану!» Но солдат ружье берет да в собаку целится. Собака видит такое дело и враз одним прыжком – сквозь стену, да на улицу! И пустилась наутек. Да так сильно бежала, что шкуру пообрывала – только клочья на кустах остались. А саму никто боле и не видел. Тут внучка враз свиньей оборачивается. Солдата из дома выталкивает, свои зубы ему показывает, его кусает, страх у солдата вызывает. Солдат, долго не размышляя, называет зверя своим именем: свинья! Она камнем тут и падает. Да свинья из внучки и вываливается. Тут солдат видит перед собой льва – царя зверей и кучу его прислужников разного зверя. Только царь зверей к прыжку готовится, чтобы солдата разорвать, а тот каждого зверя своим именем называет: - Лев! Пантера! Ящер! Тигрица! Медведь! Лось! Козел! Корова!.. Так каждый по своему названному имени камнем и падают, и ничего поделать уже не могут. И зацвела внучка, как весной яблонька, запахла ароматами луговых цветов да, как солнышко лесное, засветилась. Бабу с дедом благодарит да низко в ноги им кланяется. Солдата за стол приглашает, его крепко обнимает да братом своим величает. Дед да баба от радости такой на стол собирают да гостей на пир созывают. Честной народ на этом пиру песни поет да пляшет до упаду. Радуется народ освобождению Настеньки от недуга грозного, плена души – матушки, от тьмы небесной, от чужого духа, дремучего да злого. Тут и сказке конец! Кто ее слушал – молодец! Себя увидел – молодец! Себя узнала – красавица! А сказка сказывает: коли зверь какой в тебе есть – изгоняй его! Да поскорей открой в себе мужество и стойкость! Собери силушку свою жизненну! Да распахни душеньку родненьку! Запылай огнем жизни!! Стань богатырем – удальцом!!! Или девицей – красавицей!!! Да ответь на вызов рати поганой!!! На смертный бой иди!!! Да изгнав нечистую – возвращайся!!!
Настенька и солдат .......... Автор: Алексей Алнашев
Жили – были дед да баба, была у них внучка Настенька. Она сильно капризничала: все ей было не ладно, все ей было не так. Задумались дед да баба: что делать? Ведь внученька потихоньку стала превращаться в невиданного зверя: то в козочку, то в змею, а то и просто в дурочку. Позвали дед да баба к себе на помощь охотников, чтобы они изгнали из внучки дикого зверя. Да не помогло. Пуще прежнего принимала она облик чудища какого-то: уши ослиные, загривок льва, глаза тигрицы, нос свиньи, клыки волка, тело змеи, на ногах копыта, на руках когти, хвост лисы. То она зашипит, как ящер, то заплачет, как дитя. Тут мимо дома проходил солдат, и притянул его взгляд переливающийся огонь в окнах дома. Да решил солдат зайти в этот дом, а коль беда какая – помочь. Заходит он в дом и спрашивает: - Что случилось, бабуля и дедуля? Почто у вас миру нет, и в доме царит зло, а не радость? Отвечает ему потрепанная баба: - Беги отсюда, солдатик! Беги! здесь внучка резвится – со свету нас изводит! И тебя изведет! - Ничего, бабуля, - говорит солдат, - я за себя постою. Беду эту улажу да отведу. И тут из-за печи внучка вылетает: рычит, шипит, копытами топает, когтями скребет, из ноздрей дым пускает да солдата на смертный бой вызывает. Солдат ей и сказывает: - Чудище – пречудище! Почто ты на меня звериным стадом разом идешь, неужель у тебя сил не хватит меня одолеть по одному? - Хватит, - отвечает ему чудище – внучка Настенька. И тут же оборачивается козой. А коза ему умные фразы бросает, нос задирает, свысока на него смотрит, говорить ему не дает да сама никого не слушает. Солдат назвал ее своим именем: коза! И этим силы у нее отобрал. Коза испугалась и выбежала из внучки наутек! Тут внучка дурочкой оборачивается и вовсю придуривается: солдату глупые вопросы задает, сама на них отвечать не дает, капризничает. Солдат назвал ее своим именем: дура! И этим силу у нее отобрал. Взял полотенце да с любовью к Настеньке, от души, вдоль хребта так дуру отчистил полотенцем, что вылетела дура из внучки прочь да дорогу назад забыла. Тут вылезает лиса. Хвостом своим машет, ангельским голоском поет, да солдатика к себе располагает. А солдат ее своим именем назвал: лиса! Этим силы у нее отобрал, да против нее направил. Взял свое ружье да предупредил: «Беги, лиса, в дальние леса, далеко отсюда, а Настеньку оставь, забудь к ней дорогу. А то стрельну из ружья да шкуру твою на мех пущу!» Лиса испугалась – шмыг в окно! – и след простыл. Вдруг внучка змеей оборачивается, да зубы солдату начинает заговаривать. Вокруг него обвивается да изредка его сдавливает, точно напоминает: держи ухо востро, я, мол, змея, коли что укусить могу. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Я не думаю, что писатель, сев за свой стол и начав сочинять, думает о чём-то большем, чем просто что-то написать, то, что ему захотелось написать, что понравилось или просто пересказать какую-то жизненную историю кого-либо на свой лад. Судя по нашим современным писателям, им вообще лишь бы успеть в срок написать заказаный издательством рассказ и по теме угодной им. Конечно, раньше всё было не так. Хотя и в старых книжках бывают опечатки и ошибки, что тоже говорит не о заморачивании произведением. Да и вообще, не думаю, что писатели грузились тем, какой подтекстный смысл нам выложить, кстати, что мы и пытаемся увидеть, прочесть сквозь строк на протяжении десятилетий и в школе и по жизни. Кто не согласен, жду реплик. А впрочем, всё зависит от того, как написана сказка. Сегодня читали мифы про Зевса и ничуть не содрагнулись от всех этих гекатонхейров и прочих мутантов. Сплошное любопытство и куча эмоций.
Любое творчество начинается всё-таки с идеи, с замысла. И только потом работа за столом. Обрастание идеи. Рассказы по заказу были во все времена. Другое дело идеи, вернее в данном случае сказать политический заказ был разным. Тем не менее даже садясь писать по заказу, писатель как раз и вкладывает в подтекст свою сверзадачу, которая у нас потом остаётся. Только теперь она не всегда, к сожалению нравственна. Но цели своей они достигают: в результате у нас и остаётся тот осадок, который они заложилив свои произведения.
Могу согласиться, что практически все русские сказки не обходятся без волшебства("халявы"),так как сами понимаете,русский народ работать не хочет,а получит желает больше других.Что касаеться "директоров-двоечников",то для их карьеры не всегда играет большую роль сказки,как говориться наглость второе счастье,без которой в наше время не прожить! Как уже было сказано,сказка сказке-рознь,но даже в таких сказках заключен жизненный опыт,который нужно правильно толковать."Сказки-страшилки"-позволяют наглядно увидеть что произойдет если малыш ослушается взрослого и сделает по своему."Сказка-халява"-дают волю воображению,уносят малыша в мир чудес,который они могут придумать сами.Но есть и такие сказки в которых есть и волшебство ,и хороший урок,и счастливый финал. И в итоге хотелось бы сказать,что сказки есть и хорошие ,и плохие ,и злые ,и добрые,а у ребенка мышление отлично от взрослого,эти сказки он может понимать совершенно по другому-в отличии от родителей.Прочитать можно,но если ребенку сказка не понятна или не нравиться-лучше не настаивать и не читать!!!!
Даже добавить нечего. Если все эти выводы - это твоё собственное детство, то я в шоке, т.к. получается, что совсем тебя не знаю. Впрочем, может быть и у меня были бы какие-то впечатления от переживаний и ощущений в детстве, но, к сожалению, абсолютно ничего не помню - амнезия (шутка). Но если это так, и дети действительно умеют рассуждать и воспринимать так, как ты это пишешь, то, думаю, и не стоит даже задумываться о чём-либо. Просто, постоянно думается, как лучше сделать, чтобы своему ребёнку всё помягче преподнести, а то в жизни и без этого всяких гадостей достаточно. Спасибо большое
Как чуден этот мир! В поисках ответа натыкаешься на него неожиданно. Сегодня нам на учёбе сказали, что у каждого произведения помимо темы, названия, цели и задачи, есть ещё сверхзадача. Т.е. те мысли, которые должны остаться у человека после прочтения (или просмотра) Так вот, сверхзадча - всегда нравственна. Несёт воспитательную цель. Если и показывают зло, то только для того, чтобы показать как с ним бороться.
Возникает вопрос: А дети вообще могут на себя примерить услышанную ситуацию? Наверняка, нет. Мне думается, они её воспринимают только так, что она есть и всё. Я считаю, что они не могут "примерять" ситуации на себя. Может и не права, Вам виднее. Дети могут даже обсудить какие-то поступки из прочитанного, но не смогут применить в своих поступках, ведь взрослые-то видят щепку в глазах у другого, а у себя бревно не замечают. Хотя всегда бывают исключения. Но это всего лишь исключение.
По крайней мере, мы даём ребёнку какой-то пример, шаблон для положительных действий. К тому же ребёнок сам имеет какой-то жизненный опыт. И у него появляется право выбора, поступить так или по-другому.
Да, тоже было дело. Читала детям Бианки (вроде бы классик!!!) рассказ про следы. Сначала казалось всё хорошо. Заяц путал следы, убегая от лисы, смог убежать от неё. А в конце сова его поймала и разодрала. Попробуй потом объясни детям, что все животные хорошие. Больше незнакомые сказки не читаю. Предварительно всё перечитываю.
Должны же мы когда то верить во что - то . Я считаю, что сказки нужны нам как никогда ведь даже в жизни ждём иногда сказку( рыцарь на белом коне) и т. д.